Запчасти для лодочных моторов продаются только на Первомайской 71Б литер А

Добавляем мореходности и удобств, или для чего нужны алюминиевые профили

У многих в пользовании имеются легкие ПВХ лодочки, приобретенные в качестве первого кораблика, в начале водно-моторного пути, или мобильного комплекта, так называемого комплекта эгоиста. Чаще всего это простейший корпус с минимальным обвесом, укомплектованный реечным настилом, просто фанерными секциями или полом-книжкой, укладываемым на дно. Как правило, такие лодочки более - менее сносно перемещаются при хождении «под веслом», или мелко мотором, в водоизмещенке и совершенно не способны двигаться в глиссирующем режиме. Даже если установить на подобное судно подвесной мотор, способный вывести лодочку на глиссер, выйти вряд ли удастся. Лодку начинает складывать волной, образующейся под днищем, пайол, даже простую пол-книжку, выгибает по стыкам секций, ломая конструкцию.

С подобной проблемой сталкиваются и пользователи более «взрослых» комплектов. Лодка при выходе на глисс «упирается» в «бревно», секции пайола начинают выгибаться и гулять, при движении в режиме глиссирования, секции постоянно шевелятся. Часто при этом начинаются «прохваты», гребной винт попадает в воздушный пузырь, проходящий под днищем лодки, происходит кавитация винта и срыв лодки с «глисса».

Выходом, в подобной ситуации, является увеличение жесткости пайола, которого можно достичь применением специальных алюминиевых профилей. Для реечного настила (пола, состоящего из множества узеньких реечек) такое решение скорее всего не подойдет, так как потребует большого количества профилей и значительных доработок. Пользователям таких лодок можно порекомендовать изготовление полноценного пайола, можно даже из обычной не влагостойкой фанеры, защитить которую от влаги можно пропитав олифой и покрасив масляной краской. Даже такой простой пайол, собранный с помощью алюминиевых профилей, значительно улучшит мореходные качества легкой лодочки.

Профиль, чаще называемый «замок», добавляет лодке продольную и поперечную жесткость, при этом усиливая место стыка секций пайола и лишая их возможности смещаться относительно друг друга. Дополнительную и очень ощутимую продольную жесткость пайолу и соответственно лодке, придают стрингеры, так же изготовленные из специального, алюминиевого профиля.

Формы профилей

В простых, бюджетных лодках, для соединения стыков секций, чаще всего используется одиночный Н профиль. Такой профиль имеет в сечении вид буквы «Н» и секции пайола, своими торцами, просто вставляются в отрезок профиля, подходящей длины. Одиночный Н профиль является не плохим бюджетным решением, обеспечивающим приемлимую жесткость соединения секций пайола, но обладает кучей недостатков. Из за коротких кромок его не получится надежно закрепить на какой либо из секций, а попытки это сделать, со временем приведут к разрушению кромки. Соответственно, при сборке пайола, такой профиль периодически спадает, его приходится устанавливать снова. При длительном пользовании таким профилем, на торцах секций пайола появляется ощутимый износ, что приводит к разбуханию и разрушению секций, из за попадания влаги, проблемной установке и снятию замка. Все это ощутимо отнимает время водномоторника и сильно портит настроение.

Отличной альтернативой одиночному Н профилю является использование профиля А-Н. такой профиль используется в паре и стыкуется между собой ответными частями. На одну из секций пайола, с помощью заклепок, либо саморезов, монтируется профиль А, а на следующую, стыкуемую секцию, профиль Н. Монтаж отрезков профиля, или иначе говоря замков А-Н, на секции пайола выполняется без проблем и за счет длинных, посадочных кромок профиля, обладает хорошей прочностью. Стыки секций пайола, оснащенного замками А-Н никогда не разбухнут от влаги, имеют повышенную стойкость к износу, такой пайол монтируется и разбирается легко и в любую погоду.

Дополнительным элементом, создающим продольную жесткость пайолу и лодке, являются стрингеры. Изготавливаются они из специального стрингерного профиля имеющего различную форму, в зависимости от требуемой жесткости и материала пайола.

Стрингеры, при сборке лодки и установке секций пайола, одеваются на боковые торцы секций, предотвращая их смещение. Зафиксированный стрингерами пайол становится близким, по своим характеристикам, к монолитному и соответственно дает более правильное натяжение ткани дна у надувной лодки и обеспечивая отличную продольную корпусную жесткость. Лодка, оснащенная стрингерами, более уверенно выходит на режим глиссирования, имеет лучшую курсовую устойчивость и за счет высокой жесткости пайола, такой лодкой более комфортно пользоваться.

Длина стрингера подбирается так, чтобы было возможно зафиксировать максимально возможное количество секций. Иногда, для обеспечения более низкой себестоимости лодок, производители применяют короткие стрингеры, перекрывающие всего две, кормовые секции пайола. Такой пайол хоть и обеспечивает жесткость секций при глиссировании, не способен обеспечить желаемую жесткость в переходном режиме. Носовые секции пайола продолжают «гулять» не давая лодке преодолеть горб сопротивления, а этого очень часто не хватает, когда используемый мотор не имеет запаса по мощности. Если Вы хотите добиться от своей лодочки максимума мореходных возможностей, то стрингеры стоить заменить более длинными.

При подборе длины стрингера, стоит учесть, что на крайние, перекрываемые стрингерами секции, стрингер должен заходить не меньше, чем на 1/3 длины секции, иначе может не хватить прочности кромок секций. Как показали практические испытания, стрингерами удается обеспечить приемлемую жесткость на лодках, оснащенных очень тонким пайолом, так называемым «полом –книжкой» изготовленным из 6мм фанеры. Не смотря на то, что для фанеры толщиной 6 мм, в настоящее время, не существует стрингерного профиля (он изготавливается исходя их минимальной толщины секций пайола 9мм), такая «пол-книжка» не плохо фиксируется стрингером 9мм, так как при накачке баллоны прижимают стрингеры к торцам секций пайола, исключая возможность их смещения. Лодка, имеющая «пол-книжку» из 6мм фанеры, но «доработанная» врезкой стрингеров, начала уверенно выходить на глиссирование, практически исчезли «прохваты», немного возросла максимальная скорость.

Пользователи «взрослых комплектов» часто жалуются на неудобство монтажа, демонтажа стрингеров, при сборке и разборке лодки. Основная жалоба при этом на то, что после длительного использования лодки без ее разборки, стрингеры плохо снимаются с кромок секций, так как фанера, даже влагостойкая, находясь во влажной среде, немного разбухает.

Для предотвращения подобного эффекта, на кромки секций пайола, в местах установки стрингеров, рекомендуется установить алюминиевый Z профиль. Такой профиль монтируется к секции пайола с помощью заклепок, либо саморезов. При этом Z профиль сам по себе уже придает продольную жесткость секции и кроме этого служит посадочным местом для установки стрингеров. Пайол, оборудованный Z профилем намного более удобен при сборке и разборке лодки, особенно на лодках большого размера, имеющих разрезные стрингеры. Z профиль, либо его разновидность S профиль так же применяется для скрепления половиц, при изготовлении секций алюминиевого пайола. При изготовлении такого пайола просто подбирается необходимое количество половиц, а затем они, с помощью заклепок, фиксируются Z профилем в секции нужной длины. Пайол, собранный из алюминиевых половиц обладает отличной жесткостью, сопоставимой с фанерным пайолом, изготовленным из фанеры, толщиной 12мм. При этом алюминиевый пайол имеет меньший вес и совершенно не боится влажной среды и способен эксплуатироваться даже в морских условиях.

Руководствуясь выше изложенным, Вы легко сможете выбрать необходимую для Вас и Ваших условий конструкцию пайола, добавить мореходности и удобства собственной лодочке и сделать свою водномоторную жизнь еще более замечательной.